Представление о том, что 7 июля — на Ивана Купалу — «играет», «веселится» солнце, а также купания (обливания), поверье о цветке — папоротнике, о кладах, открывающихся в эту ночь, и целебной силе трав составляют минимум универсалий, которые были распространены если и нс во всех, то во многих станицах Кубани. Одни считали, что клады открывались тем, кто владел цветком папоротника, по другой версии — они сами по себе выходили на поверхность земли в ночь на Ивана Купала в виде горящей свечи, собаки и пр., поэтому в эту ночь жители некоторых станиц специально отправлялись на поиски кладов. В день под Ивана Купалу, также как на Сэмэна Золота (Симона Зилота) выезжали в степь для сбора лекарственных трав. Особыми магическими функциями отдельные виды трав, исключая папоротник, нс наделялись. Усиление целебных свойств трав, настои которых пили, объясняется тем, что «Иван обмывает их». А вот обладатель цветка папоротника становится, по народным представлениям, человеком богатым и счастливым. Неоднозначной была оценка обладателя этого цветка. В одних случаях считалось, что нашедший цвет папоротника становился колдуном. В других, просто «знатным, знающим человеком». На поиски надо было отправляться ближе к полуночи. Идя, нельзя было поворачиваться, разговаривать с кем бы то ни было. В одних станицах существовало поверье, что по пути и сидя в папоротнике, надо было читать «Черну магу» («Черномагию», книгу). В других — специальные молитвы. К концу XIX — началу XX вв. развитая купальская обрядность сохранялась в немногих станицах. В Курганной, Петровской, Хоперской одним из центральных символов праздника была ветка, которую украшали цветами, венками. В ст.Петровской, помимо этого, в ее декор включали свечи и ленты. В Хоперской она называлась «калиница»/ «калиноня», в Бекешевской — «калиноня», в Петровской — «Купала». В Хоперской ветку наряжали в день перед Иваном Купалой, плели венки, раскладывали костер. Вокруг «калиницы» и костра водили хороводы, через огонь «сигали». На следующий день ветку бросали в реку. В ст. Васюринской и Старонижестеблиевской было принято, что жених и невеста, если в этот день была свадьба, подходили к костру и обязательно через него прыгали. В XX в. купальские костры разводили молодежь и, в основном, дети. В ст.Кубанской существовал своеобразный обычай: на Ивана Купалу костры разводили у ворот, но через них нс прыгали. Для плетения венков, иногда «завивания», девочки, девушки отправлялись в лее, поле. Для этих целей использовались полевые цветы (мак, «разноцветна»). В последующем венки использовались по-разному. В них прыгали через огонь, костер.
Поделиться: