Современный Темрюк (существовало еще два города Темрюка – Старый Темрюк и Новый Темрюк) стал городом в 1860 году. По Указу Российского императора Александра II Правительствующему Сенату:
«… Для развития торговли и промышленности в земле Войска Черноморского, Мы, согласно представлению нашего Наместника Кавказского, признаем полезным учредить в пределах сего Войска, на Азовском море, у Темрюкского лимана, торговый порт, а на месте, занимаемом ныне Темрюкскою станицей, портовый город Темрюк…»
Это внимание к Темрюку было обращено в связи с тем, что Россия в Крымской войне 1853 — 1856 г.г. потеряла два важных порта — Новороссийск и Анапу. Таким образом, Темрюк стал городом, благодаря порту, который нужно было здесь построить и использовать для развития экономики Кубани.
Но порт не оправдал надежд основателей. За 50 лет дореволюционного существования он не смог сыграть заметной роли в экономике Кубанской области. Тем более не смог взять на себя функции портов Новороссийска и Анапы.
На развитие торговли и промышленности он оказал слабое влияние: не было достаточно своего сырья, отсутствовали хорошие дороги. Темрюкский залив был мелководен и не позволял входить в порт суда с большой осадкой.
Но, все же, создание порта ускорило рост численности населения города. Порт давал работу темрючанам, а в месяцы массового поступления грузов – и жителям близлежащих станиц. Портовые сборы использовались для развития города, его благоустройства.
Через 20 лет после получения городских прав в Темрюке было 20 небольших предприятий: 13 кирпичных, 3 рыболовных, 1 кожевенный, 1пивоваренный заводы, 2 маслобойки.
На речной пристани Темрюка греки делали небольшие парусные суда — дубы для доставки грузов от портовых причалов к судам, стоящим в море на рейде.
С 1872 г. в городе функционировала таможенная застава, 2 телеграфные станции – русская и иностранная.
Наибольшего расцвета промышленность Темрюка достигла к 1911 году и выше этого «потолка» уже не поднималась.
В городе работали 3 рыбоснетных завода, в 1914 году к ним добавился ракоперерабатывающий завод, производивший паштет из раков.
После событий 1917 года порт практически не использовался, приходило в упадок немудреное портовое хозяйство.
Во время оккупации полуострова фашисты затопили в ковше порта 2 баржи, залив их цементом. Баржи смогли поднять к 1965 году.
В 60-е годы ХХ в. Темрюкский порт был небольшим предприятием с баржами и сейнерами, принадлежавшими местным рыбколхозам. Никакой перспективы ему не прочили – Азов мелок, вокруг болота и плавни. Природные условия ну никак не давали ему возможности стать крупным портом.
В 70-е годы в порту создавалась технологическая база для флота, занимавшегося буровыми работами на обнаруженных газовых месторождениях на шельфе 2-х морей – Черного и Азовского.
В эти же годы велось углубление канала из Темрюкского залива и расширение ковша портовой гавани. К этому времени Темрюкский порт потерял статус порта, т.к. в 1949 г. он из ведомства Министерства морского флота СССР был переведен в Министерство рыбного хозяйства.
Но в 90-е годы ХХ в. в связи с распадом СССР Россия осталась без крупных портов, оказавшихся в Украине.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 г. порт Темрюк был включен в «Программу возрождения торгового флота России».
В 1995 г. началось строительство порта. Строителям предстояло создать акваторию порта на площади в 156 га с линией причалов до 8 км. В 1996 г. создана Морская администрация порта Темрюк (МАП) как единый государственный орган управления и регулирования портовой деятельностью. В этом же году учреждена и действует Темрюкская таможня. В 1998 г. порт Темрюк открыт для международного грузового и пассажирского сообщения. С декабря 1999 г. в порт заходят иностранные суда. Прием судов ведется круглосуточно.
Через порт отправляется на экспорт металл, лом, лес, пиломатериалы, ДВП, стекло; а также пакетированные, контейнерные, генеральные и палетные грузы.
Клиенты порта довольны качеством и скоростью обработки грузов.
В целях обеспечения безопасности мореплавания в порту создана береговая служба движения судов. Современный локатор последнего поколения позволяет обнаружить судно на расстоянии 12 морских миль, передать и обработать все его параметры с помощью аппаратуры.
У порта Темрюк началась новая вторая жизнь.
Справку составила:
старший научный сотрудник
Швецова Л. Э.
Поделиться: