Особое внимание вызывают у посетителей Темрюкского историко-археологического музея 11 экспонатов из бронзы, обнаруженных случайно в 1986 году на глубине 2,5 метра рабочими кирпичного завода курчанского совхоза «Кубань». Благодаря ответственности и внимательности слесаря Г.М. Гекало, тракториста П.А. Шаповалова, шофера А.В. Гетьмана, директора завода Н.И. Дулича, парторга совхоза В.С. Иванова найденные орудия труда древнего человека сразу были доставлены в музей.
Курчанский клад II тысячелетия до нашей эры включает в себя 2 топора-кельта, нож, долото, 7 серпов. Перечисленные предметы, связанные в основном с земледельческим трудом, характеризуют довольно высокий уровень развития местной земледельческой культуры. Привлекают в кладе своеобразие листовидной формы плоского ножа и серпов с крюками для укрепления рукоятей, массивность топора-кельта с большими ушками, расширенным и слегка закругленным лезвием, органичность тонкого узора на маленьком кельте, наконец, искусно заточенное древним литейщиком долото.
Момент, когда человек научился плавить медь, отливать из нее нужные вещи в глиняных формах, а позднее добывать твердую бронзу путем примеси олова, был значительным шагом вперед. Освоение бронзы привело к ускорению общественного прогресса, развитию отношений обмена, потому что медь и необходимые добавки имелись далеко не везде, но в получении бронзовых изделий были заинтересованы все племена того времени.
Для Кубани и Тамани самым близким по территории очагом металлургии меди и бронзы более 3 тысяч лет назад был Кавказ, но из-за отсутствия здесь доступных источников олова длительное время использовался мышьяк, лишь в I тысячелетии до нашей эры его стали заменять безопасным оловом. Вероятно, древние металлурги случайно стали добавлять мышьяк в медь. Ведь многие народы выплавку металла сопровождали различными религиозными обрядами, призывая богов помочь в этом трудном процессе, который не всегда заканчивался получением металла. Красный цвет – символ огня у древних, и чтобы усилить его действие, в печь бросали куски реальгара – минерала красного цвета, содержащего мышьяк. И боги, к всеобщей радости, откликались на просьбы металлургов – металл (но уже не медь, а бронза) получался лучше по качеству: легко ковался, был более текучим и значительно более твердым.
Новый, красивый, на первых парах считавшийся драгоценным металл (бронза) употреблялся первоначально главным образом для украшений: браслетов, ожерелий, пряжек, гребней, швейных игл, нагрудных пластинок. Позже из этого золотисто-желтого металла изготовлялись более тонкие режущие инструменты: ножи, долота, серпы, топоры, как и в нашем кладе, а также пилы, кинжалы, мечи, молоты и наконец, по мере увеличения количества бронзы, некоторая домашняя утварь: кубки, чаши, блюда, кружки, котлы, задвижки и многое другое. Если же в конце концов бронза изнашивалась, то все-таки она не теряла ценности, так как путем переплавки и переливки из нее легко можно было сделать новые орудия труда. Не исключено, что в то время те или иные бронзовые предметы быта служили эквивалентом денег. Таким образом, бронзовый клад дал интересный материал, характеризующий металл, убедительно подтвердил высокую культуру металлургии меди и бронзы во II тысячелетии до нашей эры и интенсивные связи между народами, жившими в непосредственном общении друг с другом.
Утка Т.И., зав отделом научной пропаганды
Темрюкского историко-археологического музея
Поделиться: